Корпоративная информационная система (КИС) «Восточный экспресс» предназначена для комплексной автоматизации деятельности Регионального информационного центра (РИЦ) Общероссийской сети распространения правовой информации «КонсультантПлюс».
На данный момент система установлена в более 70 региональных центрах Сети.
Самый распространенный ответ представителей любого РИЦ на вопрос о том, как у них организована работа — «У нас все стандартно». К сожалению, у опытных бизнес-аналитиков такой ответ вызывает лишь грустную улыбку. Перед началом внедрения КИС «Восточный экспресс» мы применяем специальный процесс с использованием опросных листов, чтобы выявить специфические особенности ведения бизнеса.
Каждый региональный центр имеет свою специфику. Иногда это связано с особенностями сбытовой территории, иногда вызвано конкурентной борьбой, иногда — традициями компании. Поэтому, как правило, нельзя просто отдать каждому РИЦ одну и ту же программу «в коробке» и сказать: «Вот система, которая вам точно подойдет». И именно по этой причине региональные центры часто занимаются автоматизацией самостоятельно, отвлекая на этот процесс свои организационные ресурсы, или заказывают кому-то разработку «именно своей» системы.
Мы делаем иначе. Понимая, что каждый РИЦ уникален, мы тем не менее поставляем всем нашим заказчикам единый продукт. Что это такое, почему мы делаем это и чем это выгодно заказчику? И не теряются ли при этом основанные на уникальности РИЦ конкурентные преимущества?
Что такое единый продукт?
Мы не делаем для каждого регионального центра отдельную версию системы. Все наши заказчики получают от нас единый комплект поставки по единой технологии. В этот комплект входят:
- система выполнения программных кодов (серверные и клиентские программы)
- прикладные решения, выполняющиеся на этой системе (документы, расчеты, отчеты)
- настройки, управляющие прикладными решениями (содержимое справочников, настройки ведения учета)
Система выполнения всегда одна и та же для всех заказчиков. Прикладные решения также на 99% единые — лишь у некоторых РИЦ есть минимальные изменения или дополнения в алгоритме работы программы, и каждое такое изменение является предметом отдельного обсуждения.
А вот с настройками дело обстоит иначе. Часть настроек является общими — например, они определяют правила ведения учета в соответствии с законодательством или требованиями КЦ. А часть настроек делается под специфику конкретного РИЦ, и именно эти настройки и дают возможность построить на базе поставляемого нами единого продукта ту информационную систему, которая сохранит уникальность конкретного регионального центра.
Почему мы делаем это?
Есть две основные причины поставлять именно единый продукт.
- Снижение стоимости решения. За счет разработки единого продукта мы можем поставлять его по демократичным ценам, которые значительно ниже стоимости разработки аналогичного продукта собственными силами и не сравнимы со стоимостью его разработки «на заказ».
- Лучшие практики отрасли. Региональные центры, получающие единый продукт, получают в его составе практики ведения бизнеса, проверенные и опробованные в других РИЦ сети. В процессе внедрения нередки случаи, когда организация работы того или иного подразделения меняется «под систему». На самом деле она меняется из-за того, что предлагает более лучший способ работы — способ, опробованный кем-то из наших заказчиков и принесший положительный результат.
Распространение лучших практик ведения бизнеса мы считаем своей важной задачей, частью своей миссии.
Чем единый продукт выгоден конкретному заказчику?
Региональному центру, внедрившему у себя КИС «Восточный экспресс», концепция единого продукта выгодна тем же самым:
- стоимость поставки и последующего развития снижается по сравнению с альтернативными вариантами
- появляется доступ к лучшим практикам отрасли за счет их обобщения в едином продукте.
Другими словами, мы делаем единый продукт именно потому, что это выгодно каждому нашему заказчику.
Повышение конкурентоспособности РИЦ
Распространение лучших практик не снижает конкурентоспособности РИЦ, а повышает ее. Ведь большинство конкурентных преимуществ заключается в конкретных сотрудниках, их креативности и самоотдаче, а также в умении руководителей построить работу компании. Сама по себе информационная система, поддерживающая лучшие практики отрасли, не сможет внедрить их автоматически, если этих свойств недостаточно, зато в умелых и энергичных руках она станет полезным инструментом развития бизнеса.
С технической точки зрения, большая часть специфики конкретного регионального центра в учитывается в системе виде уникальных настроек. КИС «Восточный экспресс» с самого начала разрабатывалась как гибкая система, управляемая настройками. Настройки, поставляемые нами вместе с продуктом, могут (и должны) быть изменены в процессе внедрения. Уникальные настройки информационной системы остаются в распоряжении РИЦ и по-прежнему обеспечивают ему конкурентное преимущество, дополнительно расширяя его за счет гибкости нашей системы.
Развитие системы с учетом потребностей заказчиков
Означает ли концепция единого продукта, что мы не делаем никаких доработок под наших заказчиков? Нет, не означает. Наоборот, мы постоянно развиваем и совершенствуем КИС «Восточный экспресс», добавляя в нее новые возможности. Планы разработки мы составляем с учетом пожеланий, запросов и потребностей наших заказчиков. Часто мы получаем от них примеры отчетов или случаи из практики, которые требуют поддержки со стороны информационной системы, и мы такую поддержку оказываем.
Более того, за счет обобщения практики различных РИЦ часто бывает, что в ответ на высказанную потребность наш заказчик получает не просто доработку системы, удовлетворяющую именно эту потребность, но более мощный и развитый механизм, который может быть применен и в описываемом случае, и во многих других. Такой подход к развитию системы позволяет ей не просто следовать за потребностями конкретного заказчика, но и в некоторых аспектах опережать их, а отчасти — даже формировать новые потребности, открывая новые возможности управления бизнесом.
Большую часть предложений наших заказчиков мы удовлетворяем, добавляя в КИС «Восточный экспресс» новую функциональность, полезную более чем одному РИЦ. Строго индивидуальные доработки системы также возможны — в качестве дополнительных услуг на этапе сопровождения системы.